«Архитектура и градостроительство в городе Пскове». Стенограмма

Опубликовано: 3 декабря 2009 г. в 11:42 29 0Нет комментариев0

Очередная пресс-конференция прошла 2 декабря в конференц-зале бизнес-центра «Новая слобода» в Пскове. На этот раз гостями Общественного пресс-центра Псковской области стали главный архитектор города Сергей Славинский и главный архитектор ОАО институт «Псковгражданпроект» Владимир Бессонов. Разговор с журналистами был посвящен теме «Архитектура и градостроительство в городе Пскове». Представляем стенограмму пресс-конференции.Владимир Бессонов о работе института «Псковгражданпроект»:- Наш институт является одним из головных на Северо-Западе, мы занимаемся не только Псковом и городами Псковской области, но также проектируем важные правительственные объекты Новгородской области (может быть, слышали, базу отдыха «Валдай») и несколько объектов проектируем в Санкт-Петербуге, в том числе гостиницу у крейсера «Аврора», пострадавшую после пожара, и пару банков. В принципе, на сегодня у нас процесс проектирования настолько автоматизирован, что мы «печем» наши проекты, как блины. Поэтому даже при сравнительно небольшой численности сотрудников института, порядка 90 человек, нам приходится работать в других городах и регионах. Работаем, надо сказать, довольно успешно. Нами заказчики довольны. Естественно, приоритетным для нас все равно остается город Псков. Здесь мы проектируем и жилые микрорайоны, и главные здания на центральных улицах города, торговые комплексы. В настоящее время с нашей помощью ведется проектирование гигантского гипермаркета «Jam Молл» на Рижском проспекте, на выезде из города. Также там будет жилой квартал. Дачи уже снесены, ведется проектирование. Проект предполагает большие работы по реконструкции инженерных коммуникаций. Большие работы мы ведем и по микрорайону Родина. Автор проекта - архитектор Гольман. Приличный проект, с коммуникациями, объектами соцкультбыта. В общем, проектирование ведется комплексное. Недавно построен и сдан в эксплуатацию гипермаркет на Дальнем Запсковье, ведется корректировка Генерального плана Пскова, который проектировал Петербургский институт урбанистики. Надо сказать, у нас хорошее взаимодействие с институтом. Там хорошие специалисты во всех отраслях градостроительства, начиная от транспорта и кончая социологами. Они нам помогают проектировать не только в Пскове, но и в городах области. Когда я был главным архитектором Псковской области, мы с этим институтом осуществляли работу планировочного характера по реконструкции райцентров. Это не реклама, а на самом деле так. В институте «Псковгражданпроект» в свое время сменились руководители, пришли умные инвесторы, которые полностью автоматизировали процесс проектирования - оснастили институт высококлассной аппаратурой всевозможного характера, множительной техникой. Когда мы начали проектировать гостиницу в Петербурге и здание банка, приехали заказчики, вначале ознакомились с организацией нашего производства, со структурой института, посмотрели уровень наших проектов, пообщались со специалистами и в итоге выбрали нас для проектирования. Чем ценен наш институт - у нас есть специалисты, которые проработали в институте более 30 лет и даже больше. Казалось бы, по возрасту их надо отправлять на пенсию, но специалисты такого класса, особенно те, кто ведет проектирование по смежным разделам, очень высокого класса. - Как бы вы оценили существующую в Пскове ситуацию в архитектурной сфере? - Проблемы у архитекторов всегда есть. У нас первоочередная проблема - в Пскове архитектор работает на фоне памятников великой русской архитектуры. Это большая ответственность. Сами понимаете, когда мы делаем объект, особенно вблизи памятника архитектуры, мы работаем как под микроскопом. Любая наша ошибка грозит большими неприятностями и дискуссиями. Настолько жители Пскова, особенно пожилые люди, воспитаны грамотно в архитектурном плане! Они профессионально разбираются в этом вопросе, и когда в Пскове появляется неудачная постройка и есть ошибки, они все замечают. Поэтому я в своей работе стараюсь ориентироваться не только на мнение профессионалов, но и на мнение жителей. К примеру, когда мы строили здание Сбербанка на Октябрьском проспекте вместе с югославской фирмой, мы видели, что жители, если здание им нравятся, они хвалят его, если нет - категорически «против» выступают. Помню, Борис Степанович Скобельцын из окошка своего дома все время смотрел, уберем мы стену от старого здания при строительстве банка, или нет. Югославы хотели убрать ее - она им мешала строить. Но мы предупредили их: «Видите эти окна? Там Борис Степанович Скобельцын сидит. Он каждое утро, просыпаясь, сразу же смотрит: стоит стена или нет». Они говорят: «А если мы ее уберем?» А мы сказали в ответ: «Представляете, что нам тогда скажут наши великие предшественники и жители города? Мы сохранили стену, а братья-славяне ее убрали. Вы должны позаботиться, чтобы стену сохранить». Сохранять стену было дорого, под ней практически не было фундамента. Они подвели новые фундаменты, сохранили стену, и получился прекрасный объект. Вы понимаете: если бы ее не сохранили, было бы просто современное здание. А так получилась преемственность традиций. Также вы, наверное, обратили внимание на то, что при строительстве Центрального банка была сохранена чебуречная. Конечно, ее было проще убрать, но это памятник архитектуры. К тому же, когда строились здания Центрального банка, там велись гигантские раскопы. Заказчик сделал все, чтобы это здание осталось и не сползло в котлован. Еще раз повторюсь: честно скажу, что в Пскове архитектору работать очень тяжело. Я работал сначала в Новосибирске, потом в Кишиневе и переехал в Псков, когда в Молдавии начались события военного характера. Архитектурная общественность Пскова, в том числе пресса, серьезно занимается проблемами исторического наследия, архитектурными памятниками, и мы всегда чувствуем себя под микроскопом и стараемся в этом плане ничего не нарушать. Потому что резонанс всегда очень большой. Вы помните, как не только псковские, но и московские реставраторы за нами внимательно следили. Поэтому работать здесь непросто. Сергей Славинский о согласовании проекта нового Генплана Пскова: - Многих я не удивлю, потому что в этом году интерес средств массовой информации и общественности к градостроительной деятельности в Пскове несколько повышен. Мне достаточно часто приходится общаться с журналистами, и информацию на эту тему я уже много раз доводил до граждан. Извиняюсь, если будут какие-то повторы. В городе Пскове всегда уделялось самое пристальное внимание разработке градостроительной документации, в том числе и главному градостроительному документу - Генеральному плану. Первый в новейшей истории Генплан Пскова был утвержден в 1944 году Советом народных комиссаров, и в то время этому документу уделялось пристальное внимание. Уже в 1948 году Советом министров РСФСР рассматривались материалы о реализации Генплана, в том числе и факты о его нарушениях. Следующий Генплан, промежуточный, был разработан в 1963 году, а последний Генплан и на сегодняшний день еще действующий - в 1974 году. До тех пор, пока не будет принят новый Генплан, этот документ остается действующим. После него, в 1998 - 1999 годы, была разработана и утверждена Концепция Генерального плана и Концепция пригородных зон. Разработка градостроительной документации велась в строгом соответствии с действующим во все эти периоды законодательством. Концепция разрабатывалась на 80 лет, поэтому в 2005 году был объявлен конкурс по разработке нового Генплана Пскова. К нашему удовольствию, конкурс по реализации первого этапа, который предусматривал анализ существующего положения, подведение баланса территорий и всевозможные обоснования, выиграл один из крупнейших градостроительных институтов страны - Институт Урбанистики (Санкт-Петербург). В рамках первого этапа работы институт занимался сбором исходных данных. Это огромный пласт работы. Практически от всех служб и ведомств, находящихся на территории города, в том числе федерального и областного значении, были запрошены исходные данные. Был изучен и сделан территориальный баланс, демографическая составляющая города. Затем, к сожалению, в 2007 году мы были вынуждены приостановить эту работу из-за вынужденных финансовых трудностей. Но новый градостроительный кодекс установил жесткие сроки разработки и утверждения Генплана – сначала 1 января 2008 года, а потом, на основании поправок, – 1 января 2010 года. То есть практически через месяц разработанная, согласованная и утвержденная градостроительная документация Генплана должна быть готова. И мы, слава Богу, укладываемся в эти жесткие сроки. Генплан разработан, был рассмотрен на публичных слушаниях летом, а до этого был презентован для псковских организаций и ведомств. Были растиражированы разрешенные виды документов – материалов Генплана и доведены до широкого круга общественности. На сегодняшний день мы получили все необходимые согласования от всех служб, которые имеют на это право. На сегодня у нас осталась последняя согласующая инстанция – администрация Псковской области. Совещание по этому вопросу было назначено на 3 декабря, 09.30, но его перенесли на пятницу. Мы очень плотно работали в течение трех месяцев, пытались все возникшие у администрации вопросы урегулировать. На сегодня все эти вопросы сняты. Надеюсь, что в пятницу мы получим последнее важное согласование, необходимое для принятия Генплана, и проект будет вынесен с учетом всех поступивших в ходе публичных слушаний замечаний и предложений на ближайшую сессию городской Думы. Замечаний и предложений от населения было много. Были и вопросы по существу, и те, которые волнуют жителей, – по тем территориям, где люди больше всего проводят свое время. Много предложений поступало и по теме, не относящейся к проекту Генплана. - Сергей Всеволодович, выскажите свое мнение по реконструкции площади Ленина в Пскове.- Я являлся членом конкурсной комиссии, смотрел все работы, выставленные на конкурс проектов реконструкции. Во-первых, я рад, что у нас в городе возрождается традиция, которая за последнее время почему-то была утрачена - традиция проведения конкурсов, в том числе и архитектурных. Возрождается проведение архитектурных выставок. Неплохая выставка была проведена к Дню строителя. В конкурсе проектов по реконструкции площади Ленина меня очень порадовало огромное количество участников. В другие времена мы проводили конкурсы на не менее значимые объекты, тоже была большая активность архитекторов и дизайнеров, но такого количества участников ни на одну тему не было. А тут 20 работ только по площади Ленина. Кроме псковских, было много и иногородних архитекторов. Я рад, что наконец-то обратили внимание на площадь Ленина. Мне кажется, у нас, как рядовых жителей города, несколько замылились глаза на площадь Ленина. Приезжаем, проходим и не обращаем внимание. А если посмотреть свежим взглядом гостя - неухоженные остановки и павильоны, реклама, ни с кем не согласована и установлена не в самых лучших местах. Да и само планировочное решение, и благоустройство площади не в самом лучшем виде находятся. Когда к нам приезжают гости, а их приезжает много, у многих вызывает удивление, что такое сооружение, такая изюминка, как Кремль, имеет такое окружение. Может быть, по итогам конкурса действительно удастся довести до конца и выполнить достойное окружение Кремлю, Троицкому собору. - Сергей Всеволодович, вы сказали, что у администрации Псковской области были вопросы к проекту Генплана, которые пришлось урегулировать. Чего именно они касались? - Вопросы были как по существу, так и не совсем. Очень большой круг вопросов был связан с состоянием наших памятников, как они отмечаются в Генплане, как регламентируются. - Сергей Всеволодович, что вы можете сказать о новых улицах, которые должны появиться в поселках, входящих в черту города Пскова? Не повлечет ли это перепланировку территорий?- По-моему в законе о МСУ определен перечень населенных пунктов, их статус. В других городах я не сталкивался с такой ситуацией, как у нас: «село Медведово, город Псков», «село Паневик, город Псков». В то же время, если даже взять 2002 год, наш областной архив издал справочник «Административно-территориальное деление Псковской области», и там город Псков показан как одна структура. Такое же трактование дает и Градостроительный кодекс. Поселок, входящий в территорию города, - это нонсенс. Это создает целый ряд проблем, как для жителей этих территорий, так и для правовых органов. Наводить порядок в этом вопросе необходимо. То, как они будут называться, решает комиссия, существующая при администрации Пскова. Это вопрос не одного дня. Он сложный и финансовоемкий. Он предусматривает для населения переадресацию, перерегистрацию прав и так далее. Но в этом деле надо наводить порядок. Мы, когда анализировали реализацию предыдущего Генерального плана и ныне существующие границы Пскова, убедились, что в рамках существующей территории без расширения существующих границ города достаточно территорий для развития до 2020-2025 года. У нас много свободных территорий для градостроительной деятельности. В том числе, территории этих мелких поселков требуют разработки проектов планировок. Если на будущий год мы получим Генплан и финансирование на реализацию и разработку следующих градостроительных документов, то мы предполагаем разработку проектов планировок ряда территорий поселков, чтобы там привести в порядок их территории, построить улицы, застроить, и чтобы там были земельные участки для индивидуального и любого другого малоэтажного жилищного строительства. - Многие годы существуют трения по поводу застройки древней части города. Псков собираются сделать туристическим центром, но, в, то же время, возникает масса вопросов. В частности, были скандалы вокруг Золотой набережной, теперь есть претензии к строительству на углу ул. Некрасова - К. Маркса, где был древний псковский торг, и двух зданий недалеко от Дома советов. Каким образом проходит согласование проектов? Бессонов: - Когда необходимо делать раскопки, мы, архитекторы, наоборот, за то, чтобы все изучалось, было в соответствии с наукой. Но иногда заказчики, не буду называть их имена, пытаются все это дело обойти. Это говорит об их культуре. Например, на Золотой набережной были не полностью проведены раскопки. Но, в то же время, у нас есть и такие заказчики, как Центробанк, где раскопки проведены в полном объеме. Мероприятие это дорогостоящее. Очень тяжело успеть в сезон. Как-то у нас был уже период, когда было очень много раскопов. Археологов у нас не так много, и тяжело было справиться. Умные заказчики стараются следовать букве закона и не нарушать, что очень правильно. Как только где-то нарушаем, сразу же идет негативная реакция со стороны прессы и центральных органов, в том числе Минкульта. Так что, скорее, это происходит не по вине архитекторов, а по вине заказчиков. В общем, наши заказчики уже давно не нарушают.- А как вы поясните ситуацию со строительством двух зданий у Дома советов, где нарушена этажность? Славинский:- Полторы недели назад был собран на эту тему методсовет при областном комитете по культуре. Заказчик каким-то образом на определенном этапе разработки проектной документации смог согласовать в том виде, в котором стоит, готовое здание, с более высокими органами культуры, заручиться письменными согласованиями и штампами. В управлении строительства и архитектуры в то время согласован трехэтажный вариант. Кроме регламентов по линии истории и культуры у нас прописана этажность не выше трех этажей. И разрешение нами выдано на строительство трехэтажных домов. Эти материалы у нас не так давно затребованы в соответствующие органы. Есть письмо, подписанное мной, чтобы архитектура была приведена в соответствие с правилами землепользования и застройки, и разрешение на строительство трехэтажных домов. - Владимир Иванович, новый дом на площади Героев-десантников вызвал в свое время много скандалов и споров, а министр культуры Авдеев сказал, что его надо снести. Если не ошибаюсь, коллектив, который проектировал это здание, выдвинут на премию администрации Псковской области. Насколько, по-вашему, это корректно?- Трудно сказать. Дело в том, что мне кажется, что это здание меньше всего должно беспокоить общественность. Рядом стоит здание ДСК, можно сказать, промышленное, и там вообще весь такой район. В какой-то степени новым домом были прикрыты эти панельные здания. Когда дом проектировали, существовал не только проект архитектора Эдуарда Кима, но и проект Шуляковского, который выглядел гораздо в худшем виде. Как архитектор, я считаю, что здание очень интересное, пластичное, прикрыло все промышленные корпуса ДСК, и потом, мы постарались автору проекта доказать, что требуется понижение этажности в сторону Покровской башни, и это было сделано. Все по-разному относятся к нему: мы за этот проект получили достаточно много наград архитектурных, я считаю здание нормальным, интересным. Оно работает на большой визуальный бассейн - оно вышло на берег Великой, просматривается с другого берега реки, хорошо держит пространство площади. Не я автор проекта, но мне, как архитектору, кажется, что это действительно настоящая удача - интересное здание получилось, интересная архитектура. И потом, построено оно очень хорошо «Реставрационной мастерской». Кому-то оно нравится, кому-то нет. Но я всегда спрашиваю - кто в свое время построил здание ДСК, панельные дома за Сбербанком на Октябрьском проспекте? Те же архитекторы, которые нападают на нас, тот же Борис Пославский. Он же сам был главным архитектором города. Сейчас он стал такой умный, борется за архитектуру Пскова, а дома на Запсковье возле храма Богоявления с Запсковья? Тоже Борис Дмитриевич поставил. У нас архитекторы, когда сами перестают заниматься творчеством, сразу становятся такими умными, обаятельными, такими борцами за архитектуру! Да, не стану скрывать, бывает мы ошибаемся, ошибаются органы, которые утверждают проект, но, по крайней мере, кто-то же сделал в Пскове и очень плохие здания, как девятиэтажные панельные дома за Сбербанком. Пусть они стоят вторым планом, но, извините меня, это центр города. Да и вообще Октябрьский проспект значительно пострадал от того же архитектора Пославского. - Владимир Иванович, оцените проект реконструкции площади Ленина - во сколько он может обойтись? - Этот проект будет очень дорогим. Конкретно сказать трудно. - И самым дорогим будет подземный переход? - Конечно, ведь это предусматривает перекладку инженерных сетей. На самом деле, это делать необходимо. Сколько известных людей у нас на площади Ленина попало в ДТП! С нашим транспортом, с пропускной способностью наших улиц не делать подземные переходы – просто преступление. Их обязательно надо делать. Чтобы человек в них пошел, переходы должны вызывать интерес. В них должны быть магазинчики, киоски. Я даже предлагал сделать в одном из переходов музей археологии. Потому что у нас археологи давно и успешно работают. Но материалы их где-то лежат, их никто не видит. А так бы люди проходили мимо, смотрели на них и гордились этими находками. Работы по переходу на площади будут дорогие, ведь надо полностью перекладывать коммуникации. А археология займет меньшие затраты. Если пригласить петербургских строителей, я думаю, они сделают переходы элементарно. Видали, как прекрасно организация петербургская отремонтировала дороги? Думаю, с таким же удовольствием она сделала бы подземный переход. Конечно, он в Пскове нужен - наш город растет, увеличивается число единиц транспорта.Славинский: - А мне кажется, что, все-таки, сегодня не совсем время обсуждать обустройство подземных переходов. Потому что по условиям конкурса на проект реконструкции площади Ленина были очерчены рамки проектирования, границы земельного участка. Любой подземный переход выходит за рамки проведения конкурса. По этой причине с конкурса был снят целый ряд работ. Может быть, их авторы, наметили места для переходов, понимая функциональную значимость, но о строительстве переходов в условиях конкурса по реконструкции площади речи не было и нет. У меня мнение несколько иное. Пытаюсь информацией на эту тему подпитываться отовсюду. В странах Европы, например, сложилась четкая позиция: люди должны ходить по земле, а под землей должны находиться никак не люди. К примеру, в Мюнхене в свое время перед проведением Олимпиады понастроили подземных переходов, а теперь они используются для стоянок автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Людские потоки по ним не пускают. Я тоже считаю, что человек должен ходить по земле, а не под землей. - Какие современные строения и исторические сооружения вы считаете наиболее удачными в Пскове? Бессонов: - Весь Октябрьский проспект - улица хорошего масштаба. Я не говорю про древнерусские постройки - понятно дело, что памятники архитектуры выше всего. Дома на Октябрьском проспекте довольно приличного качества. Они придают Пскову образ столичного, довольно приличного города. Удивляюсь даже. Настоящий градостроительный ансамбль. Пока у нас лучшего ничего нет. Рижский проспект рядом с этой магистралью я поставить не могу с точки зрения градостроительной выразительности и архитектурных деталей. Дело в том, что раньше у архитекторов было классическое образование. Они даже более подготовлены были для работы в историческом городе. Я, когда учился в Новосибирске, учился на образцах современной архитектуры, на образцах урбанизации, Корбюзье, конструктивизма. У нас в Новосибирске много памятников и зданий конструктивистского характера было. Сейчас ребята - выпускники архитектурных факультетов - приходят на работу - они более органичны, грамотны как специалисты, технически оснащены с точки зрения компьютерной графики. Идет другое поколение архитекторов. Не знаю, хуже или лучше, но это другое поколение. Славинский:- Я своих гостей с удовольствием тоже вожу на Октябрьский проспект (по нему приятно проехать), к зданию Сбербанка. Это удачный пример сочетания памятника с современной архитектурой. Просто классическое сочетание абсолютно разных и казалось бы несовместимых стилей. Я не слышал ни одного отрицательного отзыва, ни со стороны гостей, ни со стороны профессионалов и жителей города. С удовольствием я вожу своих гостей к жилому дому на ул. Народной, 6. Автор - заслуженный архитектор, ныне покойный Анатолий Иванович Царик. Он не шедевр, но ни на что не похож и не вызывает ни у кого аллергии и отрицательной реакции. Он необычный. Мы привыкли видеть такие дома, которые проектирует Владимир Бессонов, на ул. Льва Толстого. Тоже очень красивые. Мне его здания все почти нравятся - на Некрасова, Гоголя. А вот тот дом отличается от всех многоквартирных домов своим образом, и может не только в Пскове. Я с удовольствием вожу своих гостей к зданию Пенсионного фонда, недавно возил на Золотую набережную делегацию из китайского города Гуанчжоу. Спрашиваю, какое у вас население? Они говорят: город небольшой, где-то 7 млн. 200 тыс. человек. Опыт у нас приехали перенимать. Приходилось мне проводить большие экскурсии, в том числе и по Золотой набережной, и для других иностранных делегаций. Мнений всяких много - новодел, не новодел. Но качество выполненных строительных работ вызывает положительные отзывы. Коттеджный поселок «Петропавловский» построили в Пскове. Езжу по нему, вроде там качественно все, благоустроено, все в туях, красивый заборчик. Но он какой-то не наш, не псковский. По-своему комфортный. Многие называют его уголком Европы. Может быть, это так. Но мне там не очень уютно. И по стилю архитектуры он является ярким пятном не сочетаемых стилей. Хотя ни в коем случае не занимаюсь критиканством этого объекта. Хорошего качества получили люди жилье, качественные коммунальные услуги. Но архитектурный стиль я бы там применил другой. Буквально позавчера мне довелось участвовать в комиссии по вводу Палат Подзноевых. Это достойный объект. Он пока еще не работает в полную силу, но людям уже не надо объяснять, где находятся палаты. Несколько лет назад спроси, где находятся, не все скажут. Хотя и это не совсем тот образ, который существовал. После войны в основном восстановлен объем. Но то, что там было еще несколько лет назад, благодаря реставрации удалось частично разрегулировать пересечение ул. Советской и Некрасова. Свести оси улиц, регулируемый перекресток сделать. За счет этого появились новые парковочные места, причем бесплатные, которыми пользуются и посетители палат, и жители города. - Сергей Всеволодович, гостям нашего города очень бросаются в глаза недостроенные гостиницы на берегу Великой. Какова будет их судьба и судьба руин Дворца пионеров? - Гостиница «Интурист» перетерпела плохие времена. Не в лучшие времена стала строиться - в период реформ. Поменялись собственники, подрядчики, а в прошлом году появился очередной правообладатель. Он провел техническую экспертизу состояния здания. За время нахождения объекта в нестроящемся виде многие конструкции пришли в негодность. Подвал постоянно подтапливался грунтовыми и внешними водами. Они сделали анализ, техническую документацию, и мы им выдали разрешение на завершение приведения объекта в нормальное техническое состояние и общего строительства гостиницы. Начали они очень активно, но, видимо, кризис внес свои коррективы. Полтора года назад на градостроительном совете мы рассматривали проект питерского инвестора по завершению строительства этой гостиницы под жилой дом. Получился интересный образ корабля с выходом на палубу, но, к сожалению, после череды градсоветов этот инвестор больше не объявлялся, может быть, снова из-за кризиса. А проект достойный. По Дому пионеров не могу точно утверждать, но есть информация, что нашли подрядную организацию, которая готова снести этот монолит. Его снести технически сложно. Эта организация обладает достаточным техническим вооружением, и может привезти до конца демонтаж руин. Что там будет, я не знаю. Участок ни для каких целей не формировался. Он много раз менялся. Насколько я помню, он вместе с руинами зарегистрирован в муниципальной собственности.- На перекрестке ул. Юбилейной и Рижского проспекта идет строительство 18-этажного дома. В прошлом году проходил круглый стол на тему о перспективах развития Пскова, на котором один из участников назвал строительство этого дома ошибочным, поскольку стройка проходит по транспортной развязке, которая позволяла поворачивать с Рижского проспекта на ул. Юбилейную, и некоторые считают, что после стройки дома образовалась транспортная загруженность этого перекрестка. Решался ли вопрос по развязке, когда выдавалось разрешение на строительство этого дома? Славинский: - Вопрос настолько запутан, что на него можно долго отвечать. Существовавшая ранее на этом месте автомобильная стоянка и стихийно сложившийся вокруг нее проезд никак нельзя назвать транспортной развязкой. Надо сказать, и до возникновения транспортной развязки был сделан достаточно хороший проект планировки территории этого квартала, автором его был заслуженный архитектор Царик Анатолий Маркович. В его проекте в 2002 году была издана книга об архитектуре и строительстве в Псковской области, там этот проект представлен на развороте. Там Анатолием Марковичем предполагался дом где-то этажности 24 этажей, могу ошибаться. И никакой транспортной развязки, как вы ее называете, в его проекте планировок не было. В проект нового Генерального плана в его транспортной схеме этот перекресток регулируется нормальным безопасным способом, то есть обыкновенный четырехсторонний перекресток. Такой перекресток, как там существовал, в Правилах дорожного движения просто не предусматривается. Это как стихийные пересекающиеся полевые дороги. Что касается высотности, я, работая еще в другой должности, принимал участие в нескольких градостроительных советах, где формировалось такое понятие как силуэт города Пскова и его высотные доминанты и так далее. В той части города, на новом Завеличье, дальнем Завеличье, на мой взгляд, как архитектора, такие доминанты должны быть. На градсовете рассматривался не только этот дом по ул. Юбилейной, в целом предполагалась доминанта на пересечении с улицей Генерала Маргелова - там напрашивается высотка в районе заправки. Поворотная точка на ул. Юбилейной. На мой взгляд, это крайне удачная точка, потому как у нас сегодня основной поток будет с объездной дороги направлен с улицы Поземского через Чудскую, мост Александра Невского, и этот дом стоит как раз на ул. Юбилейной. Когда едешь с Невского, можно сейчас выехать и с Невского моста спуститься туда. Раньше в «Строительной газете» публиковали фотографии «угадайте, что это за город». Фотографируют типовые панельные пятиэтажки в Новосибирске, Москве, в Пскове, и все одинаковое. Вот наше Завеличье именно такое, либо квартал размазанный – четырех-, пятиэтажный, 9- либо 12-. Размазанная серая архитектура, и вот доминанты - на Маргелова, другая на пересечении Рижского проспекта и ул. Юбилейной. Кроме того, эту точку надо рассматривать как въезд с международной трассы со стороны Риги. Тоже пока не самый лучший въезд в город. И третья доминанта, которая замыкала бы ул. Юбилейную, - на пересечении улиц Юбилейной и Кузбасской дивизии, в торце «Империала». Там также предусматривается высотное здание. Его силуэт будет просматриваться со всех въездов, не умаляя при этом нашу самую главную доминанту – Кремль, который парит над Псковом. Когда едешь со стороны Гдова, то он, скажем, за 8 км начинает просматриваться. Также и при разработке проектов реконструкции площади Ленина у многих авторов проектов были такие планировочные решения, что основные пешеходные потоки были ориентированы на Кремль и связывали между собой существующие отдельно стоящие храмы, сводя их к Кремлю. - Вы сказали о доминанте. Какая у нее предполагается этажность? - На сегодня выдано разрешение на строительство 12-этажного здания. На градостроительном совете рассматривался, по-моему, 14 или 16-этажный. Но, так как у нас правила землепользования и застройки в этом районе до 12 этажей, заказчик обратился в комиссию по землепользованию об изменении высотных регламентов, по каким-то причинам 2 года комиссия по землепользованию не работала, и вопрос не был рассмотрен. Но, так как участок имел правообладателя, была разработана документация, заказчику выдано разрешение на строительство 12-этажного дома. Сегодня он занимается вопросом изменения этих регламентов. Внесение изменений в Правила землепользования и застройки очень зарегулированы кодексом. Это процедура не одного дня. - Сергей Всеволодович, хочется узнать ваше мнение, насколько своевременно сейчас говорить о реконструкции площади Ленина. Высказана точка зрения о том, что сначала было бы неплохо убедиться, присвоят ли Пскову звание «Город воинской славы». Если присвоят, то тогда было бы целесообразно поставить стелу в честь этого события на площади Ленина. - А если не присвоят? Ведь документы на получение звания подавались не единожды. Действительно, в Городах воинской славы в обязательном порядке должна быть установлена стела. Думаю, мест, где она могла бы быть установлена, в Пскове предостаточно. У нас есть площадь Победы, сквер у Вечного огня, на «четырех углах». Такой стеле должно быть соответствующее место. И решать этот вопрос будет не кто-то единолично, а с учетом общественного мнения, путем проведения конкурсов. Думаю, заявка Пскова на получение звания не может быть причиной, чтобы не заниматься благоустройством и реконструкцией площади Ленина. Это мое мнение. - То есть площадь Ленина в любом случае вам не кажется удачным местом для стелы?- Знаете, я свое мнение, как член жюри, уже выразил. На такой небольшой территории высотная доминанта должна быть одна – это Троицкий собор, и все на него должно быть направлено. Если ставим монументы, их надо ставить на основе какой-то композиции – на пересечении улиц и так далее. Кстати, надо отметить корректность авторов проектов, участвовавших в конкурсе. Никто не предложил перенести памятник Ленину, понимая остроту вопроса. Никто не поставил перенос памятника во главу проекта, это другая тема. Были варианты, когда в других городах при сносе памятника площадь теряла свою привлекательность. Не стало памятника Дзержинскому на Лубянке, она и развалилась. Бессонов:- Памятник Ленину стоит на региональной охране, поэтому по закону его и убирать нельзя. Или тогда надо снимать с охраны. А если уберем, я не исключаю варианта, что какая-нибудь из западных стран скажет «отдайте нам его» и с удовольствием поставит, и это будет реликвией для туристов, бренд своего рода. Я был в Хельсинки и знаю, что финны к Ленину хорошо относятся. - Скажите, развитие Пскова все-таки предполагает развитие в сторону Завеличья – Неелово, или Запсковья?Славинский: - Любое муниципальное образование имеет право развиваться в рамках своих законных границ. Неелово, как вы сказали, это уже Псковский район, и хочется, чтобы это понимали. А то, когда обсуждают застройку улицы Владимирская, пишут, что это город Псков, тем самым вводят будущих жителей этой улицы в заблуждение. Реклама висит на этих домах, и в ней говорится, что эти дома строятся в Пскове, на берегу реки Великой. А когда люди становятся собственниками жилья, им, оказывается, надо ездить в поликлинику Псковского района и пристраивать детей в школы и сады Псковского района, милицию и пожарных тоже вызывать из Псковского района. Напротив областного ГАИ у нас планируется сделать ряд проектов под многоэтажное жилье, территории тех же самых поселков освоить под малоэтажное строительство, приблизив людей к месту приложения труда, разгрузив транспорт. Пока у нас явный перекос в сторону Завеличья. Здесь живет основная масса людей, а место приложения их труда – центр и Запсковье. - А строительство еще одного моста в Пскове не планируется? - Новым Генпланом предполагается строительство еще одного моста через Великую. На мой взгляд, этот вопрос спорный. Проектировщики его определили на пересечении ул. Вокзальной и Советской Армии, в районе железнодорожного переезда, чтобы со стороны Ленинградского шоссе въезжающие в Псков сразу же могли выехать на Рижское направление, не заезжая в центр города. Но строительство такого сооружения – спорная затея, потому что ни городскому, ни даже областному бюджету ее не потянуть. Строительство этих объектов регулирует федеральное финансирование. - Почему не осваивается под строительство территория Крестов и микрорайона Псковкирпич? - Ответ очень простой. Самая большая транспортная проблема в Пскове - наличие аэропорта двойного назначения, с которого взлетают самые крупные в мире транспортные самолеты. И вся та зона вдоль Ленинградского шоссе - ни по каким параметрам там нельзя строить ничего. А все, что там уже построено, не соответствует нормам обеспечения безопасности полетов. Любое строительство от контрольной точки аэропорта в радиусе десяти километров должно получать специальное согласование. Свалка должна находиться в радиусе пятнадцати километров от аэропорта, а у нас - всего в семи. И у нас география города не позволяет в черте города нормативно разместить свалку. По шумовым нагрузкам мы в десятки раз превышаем санитарные нормы – это и в районе Любятово, и по Ленинградскому шоссе. Вторая по значимости транспортная проблема – это водный транспорт, на который никто не обращает внимания. У нас в городе не сохранено место для речного вокзала, а мы говорим о возобновлении международного водного сообщения с Эстонией, тем не менее, переговоры на уровне МИДов ведутся. Третья большая проблема – железнодорожный транспорт. Его уже давно пора электрифицировать. Это экология, безопасность и комфорт. Далее идет автотранспорт и в последнюю очередь гужевой. Если привести в нормативное состояние существующую на сегодня в городе транспортную схему, то никаких пробок не будет. Это оценка транспортных специалистов. Напомним, что Общественный пресс-центр Псковской области - это совместный проект информационного агентства «Псковская Лента Новостей» и Торгово-Промышленной палаты Псковской области. Первое мероприятие в рамках Общественного пресс-центра прошло 8 июля 2009 года.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.