А нужен ли нам такой театр?

Опубликовано: 30 сентября 2011 г. в 10:17 10 55 комментариев0

22 сентября открылся новый городской театральный сезон. В драматическом театре при полном аншлаге зрители увидели «Страсти по-испански» в исполнение артистов Псковского академического театра драмы им. Пушкина. Стосковавшийся по театральному искусству великолукский зритель, в предвкушении хорошей игры, шуток и юмора к 19.00 занял не только стационарные кресла, но и многочисленные дополнительные стулья, проставленные между рядами. Яблоку негде было упасть!

По уже сложившейся традиции перед началом спектакля с приветственными словами выступили главный режиссер Великолукского театра П.Сергеев, заместитель главы администрации города А.Е. Новиков и директор Псковского театра драмы Т.А.Комиссаровская. Цветы и подарки, врученные Татьяне Александровне, закончили эту торжественную часть, уступив место комедии, которую все так ждали. Вот, собственно, о ней и хотелось бы написать несколько строк. Предположу, что в ряду стройных восторженных голосов мой будет выглядеть одиноко, но уж простите - что вижу, то пою. Не претендуя на роль театрального критика, выскажу свое сугубо личное мнение, тем более, что понятие «театральный критик» сегодня мало знакомо великолучанам.

Итак. В самом начале действа на сцену вышел тореадор, исполнивший свой танец. Длился он буквально пару минут, но сразу вызвал, мягко говоря, станиславское «не верю!». Угловатые движения, не доведенные до «ума», обнажили у танцора отсутствие гибкости и полное незнание имеющегося в свободном доступе киноматериала. Достаточно было посмотреть хотя бы «Кровь или песок», вышедший на экраны в далеком 1989 году. По правилам фигуры танца имитируют движения тореро на арене: «сюр пляс» (переступание с ноги на ногу), «экар» (уклонение), «плащ», «вероника» (движение плаща тореадора вокруг его корпуса) и т.д., чего на сцене великолукского драматического не было и в помине. Но тут сам собой возникает вопрос: «А куда же смотрел постановщик хореографии?».

Дальше, больше. Вскоре началось само представление. Во-первых - ничего испанского, кроме музыки и пары декораций, я не увидел. Во-вторых - комедию не играли, ее ломали. Рассмешить зрителя нелегко, гораздо проще заставить его переживать и плакать. Буквально через несколько минут после начала это поняли и сами артисты, не увидев ожидаемой реакции зала, т.е. смеха. И на сцене вдруг появились петрушки, которые даже ходить стали не просто, а так, чтобы это стало смешно. Так, наверное, им казалось. Но ведь игрался эпизод из жизни простой семьи, а комичной ситуацию делает лишь ее необычность, а не сумасшествие главных героев, причем во время явного обострения болезни. Смешно можно даже молчать, именно поэтому Чаплин forewer! Может быть, актерам показалось, что местный провинциальный зритель не понял с первых минут мастерства их игры? Может быть... В-третьих - персонажи. Пройдемся и по ним. В программке обычно пишут ху из ху. У нас другой случай. Даны лишь имена и я, например, их не запомнив, не скажу, кто же такая, например, Мария, которую сыграла Нина Семенова - служанка, жена или др. Ну что же, попробуем без имен актеров, только по персонажам. Начнем с Хорхе Сотильо. С первого взгляда это больной и обветшалый старикан, за которого вышли замуж из чисто финансовых соображений. Именно такое впечатление складывается, когда он появляется на сцене. Однако оказывается, что ему - владельцу двух бензоколонок -  нечего (кроме ветра) достать из своего кошелька . По крайней мере странно. Об игре говорить не хочу, о ней уже сказано. Единственное здесь исключение - это соседка, испанская Мисс Марпл. К ее игре претензий меньше всего. Служанка. Этот персонаж всю постановку тряс, простите, своими грудями так же дико кривляясь, как и большинство участников «Срастей». Но переплюнул всех ее возлюбленный: вот персонаж-шприц, действительно напоминающий пациента сумасшедшего дома. Но по замыслу режиссера именно он должен быть пикадором этой испанской корриды, чтобы своими шприцами обколоть мешавших ему "быков". Поистине чудно!  Вопрос лишь один: неужели труппа, репетирующая каждый день, «схавала» такую режиссуру? Но загляните в программку: под фамилиями фамилии создателей спектакля  Москва и Петербург... Что-то похожее было и со спектаклем, который пару лет назад привозили из Москвы, от Джигарханяна. Главную роль исполнял Мерзликин. Тоже комедия. Но там понятно, нас приняли за провинциалов и "скормили". Но здесь ведь приехала не столица. Так что же, у Псковского драматического так плохо обстоят дела или нас вновь попытались "накормить"? Судя по реакции публики - это получилось. О-бид-но!

Год назад был в командировке в Москве. Взял билеты на доступный мне по карману спектакль театра «Практика» «Жизнь удалась». Афиша предупреждала: «Задействована ненормативная лексика». Спектакль начался, и я понял, что он весь просто ею, этой самой лексикой, пропитан. Сначала было жутко слышать, но потом, по ходу пьесы, это как-то органично вплелось в сюжет и прижилось к персонажам на сцене. Я поверил, что именно так друг с другом разговаривают сегодняшние школьницы. Я по-ве-рил! Переживал (как будто я в этом виноват) за единственную не очень молодую пару, сидящую в зале. Но и они вместе со всеми рукоплескали актерам. Они тоже по-ве-ри-ли!

Мне тоже очень хотелось бы верить и нашим театрам, нашим актерам. Хотелось бы смеяться, когда смешно и плакать, когда грустно, а не жалеть (впервые) о тех деньгах, которые с большей пользой я бы потратил на хлеб насущный. А пока остается лишь вопрошать: «Нужен ли нам такой театр»?

Тимур Же. ВЛуки.ру

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии 5

  • MISHLEN
    MISHLEN30 сентября 2011 г. в 9:32#

    Да пусть хоть такой уж будет чем никакой , а то откроют на этом месте какую нибудь забегаловку со сборищем новоявленных "БОМЖЕЙ"

  • TimurZhe
    TimurZhe30 сентября 2011 г. в 11:11#

    Да нет...вопрос не о здании, а о качестве спектаклей, которые нам привозят на показ. А театр руками, конечно, никто не трогает)

  • sonka
    sonka5 октября 2011 г. в 21:32#

    Прочитала сегодня ваше мнение в "Великолукской правде", во многом согласна. Мне тоже не хватило в спектакле имеенно Испании, и танцев и музыки и колорита.... И что общее, и нашему и Псковскому театру не хватает совеменности, поднадоела классика. Поставьте уж какую нибуть пьессу о настоящем, о том, чем мы живем, с современным юмором и узнаваемыми персонажами....

  • TimurZhe
    TimurZhe11 октября 2011 г. в 11:35#

    Полностью согласен. Немощность режиссера налицо...

  • sonka
    sonka9 октября 2011 г. в 10:19#

    Посмотрела Тайны Шинонского замка, и этот вопрос опять воззник, даже с новой силой.Не тронул ни действие ( которого практически не было), ни сюжет, ни игра актеров. Понравились декорации и костюмы.... Да, я люблю театр и хожу туда (пока), но с такими постановками даже я скоро перестану ходить. Хояу чтобы спектакль завораживал сюжетом, трогал характерами, хочу переживать, волноваться, радоваться..... А не выходить разочарованной.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.