Мы странно встретились и странно разойдемся…

Опубликовано: 11 ноября 2013 г. в 12:09 0 0Нет комментариев0

На днях в Суздале прошла редкого рода политическая комедия, а, может быть, фарс, а возможно, даже и драма. Был это съезд представителей местного самоуправления, на который съехалось порядка 400 руководителей городов со всех регионов России, были там глава Бежаницкого района Анатолий Трофимов и псковский градоначальник Иван Цецерский, который даже выступил. По информации, которая шла «с низов», российские мэры, во всяком случае, значительная часть из них, собиралась перешагнуть через себя и заявить Владимиру Путину (а он тоже должен был приехать в Суздаль), что денег городам совершенно не хватает, а средства от налогов оседают на федеральном и региональном уровнях.

Учить президента, разумеется, никто бы не стал, но можно попробовать хотя бы поныть в стиле блаженных, после чего мило похихикать в ответ – для этого в наше время тоже немалая смелость нужна, без шуток. Так вот, говорят, несколько мэров готовы были взять на себя роль блаженных и рассказать президенту, что 131-й Федеральный закон не работает, что регионы используют бюджетные деньги как удавку против местного самоуправления. Ну а федеральный центр и вовсе стал единоличным распределителем всех средств, включая налоги. В итоге денег городам остается всего-ничего. Развитие экономического сектора ничего не приносит, поскольку эти налоги тоже забирает Москва. В 2016 году местному самоуправлению что-то обещали подбросить, но это будет капля в море с учетом катастрофической нехватки средств.

Бюджет-2014 будет еще хуже, чем бюджет-2013, о чем не заявлял только ленивый, начиная с того же Путина. В администрации президента прекрасно знали настроения мэров, посему отбором участников их съезда, как сообщает целая группа приехавших в Суздаль руководителей городов, занималась Федеральная служба охраны (ФСО) президента. Но, видимо, и этого оказалось недостаточно: Владимир Путин решил не ехать в Суздаль, пригласив к себе 50 особо избранных (и, очевидно, достаточно лояльных) руководителей, которых «изъяли» с суздальского съезда и доставили к президенту в Кремль.

Впрочем, видимо, тема настолько созрела изнутри, что «избранным» мэрам разрешили говорить о кризисе финансовой политики в городах. «Или денег дайте, или полномочия урезайте», - в таком духе выступили сразу несколько делегатов. Что на это ответил президент? «Наша общая задача - найти баланс между объемами полномочий и объемами ресурсов муниципалитетов», - предположил Путин, добавив, что этот баланс, судя по всему, придется искать еще долго.

Что значит долго?! Прошло ровно 10 лет со дня принятия закона об общих принципах организации местного самоуправления, того самого, который 131-ФЗ. И спустя 10 лет президент предлагает все-таки найти баланс «между объемами полномочий и объемами ресурсов муниципалитетов»? Это знатная шутка.

Изображение бурной деятельности – это отдельная фабула: что ни знаменательный съезд, то – «примем меры», «напишем постановление», «создадим закон»… Вскоре население забывает о конкретной проблеме, профессиональное сообщество ждет-ждет правильных законов, которые были обещаны и – не дожидается. После этого проводится какой-нибудь новый форум, на котором говорится, что обстановка и конъюнктура изменились, поэтому нужны новые стандарты и новые законы. И так – по кругу. Рассуждать о крамоле – что «наверху» никому правильные законы не нужны – даже не буду, но даже если бы нужны были, то, как правильно недавно заметил мой коллега, кому их писать? Фигуристам? Актерам? Боксерам? Кто еще сидит в Госдуме? Безусловно, присутствуют те, кто занимается нормотворческой работой, но есть догадки, что их от силы четверть от общего состава Думы. При этом президент повышает депутатам зарплаты с немаленьких 150 тысяч до шальных 253 тысяч рублей, и это, судя по всему, не предел: по неофициальной пока информации, в скором времени зарплата народного избранника составит порядка 450 тысяч рублей.

Зачем это делается? Для равновесия: министрам зарплаты подняли, а обиженные депутаты начали их «пощипывать». Теперь все, вроде как, довольны. Так и работают.

Впрочем, вернемся к нищим мэриям. В Суздале главы городов в отсутствие Путина жаловались на жизнь вице-премьеру Дмитрию Козаку. Они просили хотя бы 1 дополнительный процент в бюджеты по НДФЛ (сейчас муниципалитеты получают 20% от подоходного налога). Один из ведущих деятелей российского местного самоуправления, мэр Новосибирска Владимир Городецкий сказал, что 131-й закон устарел (не уставая при этом отвешивать документу и его авторам кучу комплиментов) и попросил Козака «разработать хорошую Концепцию развития местного самоуправления в России».

Снова «Концепция». Вновь куча миссий, целей и задач, планов и обещаний. Вот только есть подозрение, что денег для городов при этом как не было, так и не будет. И вопрос уже даже не в политической удавке на муниципальные власти – пришло время, когда денег просто не стало. Единичные политики и СМИ бьют в набат, но пока большинство, кажется, не осознает уровня проблемы. В прошлом году только 28 регионов были «дефицитными», в 2013 году их 58 – так говорит агентство «Финмаркет». Понятно, что региональные бюджеты не смогут выручать города. Что уж тут говорить о Псковской области, которая из миллиардных долгов не вылезает уж какой год. Казалось бы, пора немного ослабить политические вожжи и допустить к руководству городами экономистов-хозяйственников, способных сбалансировать бюджет, но пока, видимо, не допекло, пока политика по-прежнему на первом месте.

Проблема перераспределения налоговых и других доходов, их оседание в столице, кажется, может стать не меньшим возбудителем напряженности на местах, чем национальный вопрос. Пока Москва не поймет, что она вынуждена отдать часть денег в регионы и муниципалитеты – отдать напрямую, а не через свой бюрократический фильтр – напряжение будет только возрастать. Но наличие у муниципалитетов собственных денег, которые не будет просеивать федеральная власть, безусловно, ослабит основу российской государственности под названием «вертикаль». Ну а если российские муниципалитеты еще начнут возвращать себе выборы мэра (в Пскове, например, по разным причинам, депутаты это делать не торопятся), местное самоуправление может значительно усилиться. Но все чаще кажется, что не только в Москве не хотят допустить усиления муниципалитетов – сами муниципалитеты боятся становиться независимыми, поскольку за независимость и свободу действий вертикаль бьет по голове. Впрочем, если долго бить, то рано или поздно эта штуковина может погнуться.

Денис Камалягин

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.