В свете последних «глобальных событий», таких, как Олимпиада в Сочи и фактически стартовавшая предвыборная гонка претендентов на пост губернатора Псковской области, почти незаметным осталось начало «Года культуры». Хотя, незаметным его можно назвать относительно. Визит министра культуры в Псков, истеричная эпопея с памятниками солдату Первой мировой, визит президента РФ в открывшийся театр и провинциальная драма, в которой и разборки «гигантов культуры» при помощи полиции, и «подметные письма» и т. д. Эти события весьма заметны в жизни всё более затягивающейся тиной безнадежности области. Однако, суть не в этих «бурях в стакане воды», а в том, что, наступивший Год культуры, для самих работников культуры, за исключением председателя одноименного государственного комитета Псковской области Александра Голышева, ставшего весьма заметным в медийном пространстве области, не принес ничего.
На фоне общероссийской констатации факта, что с выполнением пресловутых «майских» указов президента РФ не все благополучно, ожидание появления в Псковской области какого-либо пакета социальной поддержки для работников культуры было таким же наивным, как детские грёзы. Ведь своеобразные «стоп-сигналы» стали появляться еще во втором полугодии 2013 года. Еще 11 июня 2013 года губернатор Псковской области поручил председателю госкомитета региона по культуре Александру Голышеву увеличить заработную плату работникам культуры в муниципальных учреждениях. Отметив, при этом, что средняя зарплата работников учреждений культуры регионального подчинения составляет 13 тысяч рублей, а муниципального подчинения только 9 тысяч. Основной задачей 2013 года была поставлена необходимость увеличения соотношения средней зарплаты работников учреждений культуры к средней зарплате по области с 59% до 60,5%. Просто колоссальный шаг вперед в улучшении благосостояния работников сферы культуры. Важным подспорьем в этой неизгладимой заботе о культуре стало выделение 1,1 млн рублей из федерального бюджета на премирование лучших учреждений культуры в сельских поселениях и их работников. Организация конкурсного отбора лучших муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников проходила по нескольким направлениям: культурно-досуговая деятельность, библиотечное дело, музейное дело, детские школы искусств, детские музыкальные школы и другие образовательные учреждения дополнительного образования в сфере культуры.
Однако уже в сентябре 2013 года председатель государственного комитета Псковской области по культуре А. И. Голышев озвучил, что Псковской области не хватает почти 77 млн. рублей на зарплаты муниципальным работникам культуры в 2013 году. Он пояснил, что в муниципальных учреждениях ситуация с повышением заработной платы значительно хуже, чем в государственных. «Для обеспечения выполнения показателей «дорожной карты» муниципальными образованиями в полном объеме необходимы дополнительные средства». Начальник финансового управления администрации Псковской области Татьяна Баринова разъяснила, что достигнуть необходимых показателей, можно только за счет оптимизации, объединения с библиотеками и школами. Кроме того, было рекомендовано увеличить напряженность труда работников муниципальных учреждений культуры. Не совсем ясно, что подразумевают областные чиновники, когда говорят об «увеличении напряженности труда» работников муниципальных учреждений культуры. В условиях, когда большинство работников культуры работают на 0,5, или 0,25 ставки, исходя из «подушевого норматива» и увеличить их интенсивность можно только, заставив ездить в другое учреждение культуры, расположенное километрах в 20-30. Иной возможности интенсификации труда в волости, насчитывающей 500 – 700 жителей, нет. Региональные чиновники, видимо, считают по-иному. Констатируя нехватку средств на выплату существующей зарплаты муниципальным работникам учреждений культуры, не говоря уже о повышении этой самой зарплаты в рамках исполнения «майских указов» президента, чиновники тут же, при разработке государственной программы «Культура и развития туризма на территории Псковской области», до 2020 года, указывают, что планируется увеличить количество желающих посещать музеи, библиотеки и культурно-досуговые мероприятия. Каким образом они собираются это сделать к 2020 году, имея в 2013 году средний возраст жителя села в Псковской области 58,5 лет? Чиновники отвечают, что это будет сделано благодаря тому, что «особое внимание будет уделено досугу на селе, а также внедрению инновационных подходов в сфере культуры». «К тому же предполагается проведение около 20 фестивалей и прочих крупных мероприятий ежегодно». Поразительный оптимизм.
Однако не будем им заражаться. В ноябре 2013 года, рапортуя о реализации «дорожной карты» в учреждениях культуры области А. И. Голышев констатировал факт, что она реализована только на 87%. Остается и еще один немаловажный вопрос в каких условиях должны всё более «интенсивно» трудиться работники муниципальных учреждений культуры? Губернатор Псковской области в октябре 2013 года заявил о том, что разработана трехлетняя программа ремонта и оснащения сельских учреждений культуры, по которой будет выделено 200 млн. рублей. 60 из которых поступят в сельские «очаги культуры» уже в 2014 году. Но уже в декабре 2013 года начальник государственного финансового управления Псковской области заявляет, что «вместе с трехлетним бюджетом в Псковской области планируют принять трехлетнюю программу точечного капитального ремонта сельских учреждений культуры на 62 млн. рублей». То есть, 60 миллионов, обещанные губернатором на эти нужды в 2014 году, вдруг превращаются в 62 миллиона, но уже на три года. В ответ на просьбы муниципальных властей предусмотреть увеличение «подушевого норматива» в учреждениях культуры до 900 рублей на 1000 жителей (90 копеек на 1 человека) иначе дальнейшее сокращение повлечет нарушение прав граждан, им заявляют, что «средства на культуру будут заложены поправками в бюджет в первом квартале 2014 года». Т. е. первый квартал крутитесь, как хотите. Но обеспечьте участие районных учреждений культуры в проведении Всероссийской масленицы. Посещая один из районов области после того, как директор районного дома культуры рассказала, что учреждение обслуживает около 900 человек и в здании проводятся разного рода мероприятия, в том числе занятия школы искусств, но нет средств на необходимый ремонт системы отопления и кровли, замены окон, областные чиновники посоветовали решать эту проблему, «переведя в дома культуры другие бюджетные учреждения».
Как видно из вышеизложенного вести переговоры об улучшении социально-экономического положения работников, в условиях, когда чиновники постоянно искажают факты и стремятся решать все проблемы за счет «интенсификации» и «оптимизации», профсоюзам очень сложно.
Однако Псковский областной совет профессиональных союзов и Псковская областная организация профсоюза работников культуры и в этих условиях продолжают добиваться своей цели. В 2012 году в существующую в Псковской области, во многом уникальную, программу оздоровления работников бюджетной сферы были включены, помимо педагогов и медиков, работники региональных учреждений культуры. Подобного не было с начала 90-х годов 20 века. Власть, проводя политику «интенсификации» труда, не слишком заботиться о восстановлении затраченного здоровья работников. В 2013 году мотивируя свое решение окончанием действия региональной программы «Культура» и отсутствием средств, чиновники снова не включили в программу оздоровления работников культуры. Профсоюзы продолжают борьбу за включение в существующие программы оздоровления не только работников региональных учреждений культуры, но и работников муниципального уровня.
На протяжении 2 лет шла борьба за искоренение дискриминационных пропорций в предоставлении льгот работникам бюджетной сферы на селе. В Псковской области из 26 муниципалитетов 24 попадают под этот вид предоставления льгот работникам. Так вот, во всех этих муниципалитетах работники образовательных учреждений получали льготы за услуги ЖКХ в виде 100% компенсации. Работники других бюджетных учреждений получали компенсацию только в размерах от 40% до 60%. Ликвидировать эту дискриминацию профсоюзы требовали на всех уровнях от обращений к главам муниципальных образований и депутатам органов местного самоуправления, до включения этих вопросов в повестку региональной трехсторонней комиссии. В результате двухлетней борьбы в 20 муниципальных образованиях работники учреждений культуры, работающие на селе, получили 100% компенсацию расходов на ЖКУ. В одном муниципальном образовании органы самоуправления пока не изыскали на это средств.
В 3 муниципальных образованиях, несмотря на имеющиеся у профсоюзной стороны ответы органов власти и местного самоуправления о введении с 1 января 2014 года 100% льготы работникам учреждений культуры, эти заявления вызывают сомнения. Т. к. иных подтверждений существования данной льготы пока нет. А верить на слово людям, умеющим профессионально «манипулировать электоратом», нельзя. В качестве примера, 10 октября 2013 года в ходе встречи губернатора Псковской области с профсоюзами области вопрос о предоставлении 100% льготы работникам сельских учреждений культуры был поднят. На тот момент профсоюзная сторона имела ответы из всех муниципалитетов о процессе установления данной льготы, подписанные руководством муниципальных образований, из которых только 16 районов на тот момент на 100% предоставили данную льготу. Но на вопрос губернатора о том «сколько районов» имеют такую льготу, руководство государственного комитета по культуре бодро отрапортовало «двадцать»! Этот пример возвращает нас к заголовку данной публикации. Неужели все зависит от того как посчитать?
Заместитель председателя Псковского областного совета профессиональных союзов
Андрей Хришкевич









Комментарии
Еще никто не прокомментировал
Станьте первым!
Для того чтобы оставлять комментарии необходимо зарегистрироваться или авторизоваться