Форум свободных людей в Пскове: запрещаем запрещать

Опубликовано: 2 декабря 2014 г. в 12:00 11 0Нет комментариев0

В псковском клубе T.I.R. впервые прошел форум свободных людей «Либертарианский взгляд и общественная жизнь в Пскове». Хотя его организаторы (прежде всего, это псковское отделение Либертарианской партии России) слово «форум» использовали осторожно, предпочитая называть его встречей, круглым столом, дискуссией. А непосредственные участники с самого начала подчеркивали: форум - мероприятие скорее просветительское, чем политическое, а тем более агитационное.

Принимающая сторона в лице Николая Рассадина каждого из приехавших в Псков либертарианцев представила отдельно. И первым - председателя Федерального Комитета Либертарианской партии России, депутата Совета города Пушкина Московской области Андрей Шальнев. Он только-только начал свою работу в органах местного самоуправления после победы на выборах в сентябре 2014 года. Как отметил Николай Рассадин, это второй случай в истории России, когда член Либертарианской партии попал на выборную должность в представительный орган. Первый такой человек - это Вера Кичанова, депутат в одном из муниципальных округов Москвы, а Андрей Шальнев - второй.

Также Псков посетили кандидат политических наук, член Федерального Комитета партии Сергей Бойко и вице-председатель Федерального Комитета Либертарианской партии России Сергей Веневитинов. А послушать их и поспорить в T.I.R. пришли псковичи, активно интересующиеся политикой (кстати, за лучший вопрос либертарианцы награждали - книгами), а также депутаты районных и областного Собрания.

«Ваша жизнь принадлежит только вам»

Просветительский тон форуму был задан первым же выступлением: Сергей Бойко прочел лекцию «Либертарианство за один урок» - так называется довольно толстая книга Дэвида Бергланда, содержание которой господин Бойко и попытался уложить в сорок минут. Задача была не из легких, но с первого же вопроса лектора стало понятно, что каждый человек в чем-то либертарианец. Все, кто слушал Сергея Бойко в T.I.R., заранее были согласны с тем, что принадлежат самим себе, что могут с кем угодно и как угодно обмениваться результатом своих трудов и всем, что вообще может принадлежать человеку. Что могут договариваться с другими людьми на этот и другой счет. С ответом на вопрос о различных ограничениях ради какой бы то ни было идеи или цели (ради бога, родины и так далее) было чуть сложнее: наличие таких ограничений признали все. Не все выразили готовность к жертве, но заметили, что очень много зависит от обстоятельств.

И главные постулаты либертарианства все же вызывали у публики принятие: «Ваша жизнь принадлежит только вам, и никакой другой человек, ни маленькое сообщество, ни большое государство не вправе ею распоряжаться и не должны в нее вмешиваться. Но при этом вам также должно быть понятно, что другие люди тоже являются хозяевами своей жизни. И вы не вправе распоряжаться их жизнями, даже если вам очень хочется или вы совершенно уверены, что лучше их знаете, что для них хорошо, а что плохо». Кто же с этим не согласится (если, конечно, вовремя не вспомнит про обстоятельства)? А если вы согласны, что принадлежите себе и только себе - поздравляем. Вы практически либертарианец.

Впрочем, все рождаются свободными. Для либертарианца же главное остаться свободным, что очень непросто. Особенно это сложно в обществах со слабой экономикой. Когда дело дошло до нее (до экономики) в контексте истинного либерализма, энтузиазма у публики поубавилось, а вопросов стало больше. Либертарианцы считают священным институт собственности и свободной торговли. А главным злом - физическое насилие. При этом либертарианцы не являются пацифистами, считают, что любой человек имеет право на самооборону. Главная же идея классического либерализма заключается в том, что все люди равны между собой. Что не нужны никакие привилегированные сословия, которые в силу традиции или наличия насильственного аппарата могут иметь особые права. Перед законом равны все - и монарх, и последний поденщик. Все люди имеют право на собственность и на ее защиту.

По мнению господина Бойко, все эти простые принципы в XVIIIвеке преобразили мир, в котором мы живем. И который социалисты назвали капитализмом. А капитализм, по мнению либертарианцев, это прежде всего возможность проявлять свои предпринимательские способности. И предприниматель - это не кровосос, а человек, берущий на себя риск координации людей с целью получения выгоды, которая может быть разной - от прибыли до помощи бедным. Смотря в чем человек видит свою субъективную ценность.

Признать, что мы на дне - значит, от него оттолкнуться

Говорили на форуме о нужности (с точки зрения либертарианцев - ненужности) государства, о принципах невмешательства государства в свободное предпринимательство, о том, что налоги практически не нужны, что социальную и медицинскую систему надо реформировать - чтобы человек мог сам свободно выбирать себе медицинскую помощь и методы страхования, а благотворительность вообще должна быть свободной от налогов.

В общем, сказано было достаточно, чтобы слушатели начали задавать разнообразные вопросы: от «чем вы отличаетесь от анархистов» (при таком-то отношению к государству) до «неужели либертарианцы полностью отказываются от социальных обязательств»? Относительно последнего утверждения заметим, что все на самом деле не так радикально, как может показаться неофиту. Да и с утверждением либератрианцев, что если в социальной сфере работает только государство, то она превращается в ад - трудно спорить. Тем более, что гости Пскова вспомнили историю с домом-интернатом для престарелых в поселке Ямм Гдовского района. Если бы совершенно негосударственный человек Лиза Олескина и волонтеры сообщества «Старость в радость» - что бы там до сих пор происходило?

И, тем не менее, выступление Сергея Веневитинова о взаимодействии законодательства и либертарианства вызвало еще больше вопросов. Слушателям трудно было согласиться с тем, что социалисты развратили людей халявой, предложив произвольный набор социальных благ - те же бесплатную медицину или образование. Но согласиться с тем, что бесплатной медицины не бывает было уже легче: личный опыт подсказывал, что так и есть. И все равно один из участников встречи назвал либертарианцев «партией будущего» - в том смысле, что их идеи не применимы в настоящем. Но они считают, что предлагают миру (и России) тяжелый, но честный и реальный путь. И продолжают настаивать на том, что «бесплатных печенек» не бывает. А там, где они есть, раздача скоро закончится.

Не зря Андрей Шальнев с некоторой долей злорадства рассказал, как белорусы «хакнули» социальную систему Норвегии: приезжали в эту чудесную страну, получали статус политических беженцев, вместе с ним пособие в 2 тысячи евро и уезжали обратно домой. И вся социальная отвественность Европы может кончиться лет через пять-семь: все же Европа кое-какой капитал нажила в либеральные времена, а сейчас она его проедает. России, впрочем, и проедать было нечего. Что не спасло ее от «майских указов», которые, по мнению либертарианцев, и подорвали экономику страны. А тут еще и Крым...

Впрочем, по мнению либертарианцев, признаться, что мы на дне - это значит от него оттолкнуться. Время покажет, стало ли в Пскове больше сторонников классического либерализма и Либертарианской партии, кредо которой выражается еще и двумя словами: «Запрещаем запрещать». Под таким лозунгом господин Шальнев проводил как-то пикет в ответ на волну внутренних запретов. По всей видимости, этот лозунг еще долгое время будет не очень актуален в России. Но как цель он многим нравится.

Юлия Славина

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.