Почему псковички не хотят рожать?

Опубликовано: 11 ноября 2016 г. в 16:45 6 0Нет комментариев0

C 2012 года более 4 тысяч жительниц Псковской области приняли решение прервать беременность. Порядка 400 из них все же передумали после прохождения предабортной консультации. Остальные прошли через операционный стол, отказавшись от материнства. По каким причинам женщины не хотят рожать детей уже после зачатия, выясняли специалисты Учебно-методического центра психологического доабортного консультирования при поддержке межрегионального благотворительного фонда «Дар жизни». Результаты исследования были представлены псковским медикам и журналистам 10 ноября.

Открывая мероприятие в псковском перинатальном центре, директор благотворительного фонда «Дар жизни» Сергей Башкиров обозначил масштабы значимости проведенного исследования, «которое высоко оценено и в России, и на международном уровне». Результаты проделанной работы, по его мнению, должны не просто быть озвучены на государственном уровне, но и стать основой для принятия решений в сфере демографической политики. «Эта тема сильно политизирована, общество расколото. В споре об абортах не хватает объективности, профессионального научного подхода. Наша задача - выяснить, каковы же истинные причины решения женщины об аборте, а затем выработать и предложить государству конкретные механизмы, но не меры запретительного характера», - отметил он. Выбор в качестве площадки для исследования Псковской области Сергей Башкиров объяснил тем, что в регионе уже несколько лет идет работа по профилактике абортов.

В исследовании приняли участие более 1000 женщин в актуальном состоянии беременности до 12 недель. Все они пришли в медицинские учреждения, чтобы прервать беременность, но прежде прошли доабортное консультирование у психолога. Заместитель директора по научной работе Центра психологического доабортного консультирования Юлия Пучкова, которая непосредственно занималась научной работой, озвучила главный вывод: приоритеты при решении женщины о прерывании беременности находятся в области психологических причин, а не социальных. «Те факторы, которые мы чаще называем стратегическими, а именно - материально-экономическое состояние семьи, карьерные установки женщины, процесс обучения, ответственность перед собой за личностное развитие, оказывается, отодвигаются на 3-й и даже 4-й план», - отметила она.

Что касается социальных факторов, то исследование развеяло несколько популярных мифов. «Существует мнение, что, если бы у женщины была работа и уверенность в будущем, то она бы сохранила беременность. На самом деле, статистика показала, что занятость на работе оказывает сдерживающее воздействие на репродуктивный выбор женщины. А теперь давайте подумаем, делаем ли мы лучше, когда способствуем тому, чтобы женщина как можно раньше вышла из декрета и даже приносим ей работу на дом?» - поинтересовалась Юлия Пучкова.

С психологической точки зрения этот момент прокомментировал Сергей Башкиров. Он отметил, что мать обязательно должна находиться с ребенком в возрасте до трех лет, так как разрыв диады «мать-ребенок» даже на 3-4 часа в сутки в этот период травматичен. При этом травма проявляется не в детстве, а тогда, когда у человека наступает возраст идентичности, создания семьи и планирования детей. «Кроме того, именно разрыв вышеуказанной диады является причиной всех зависимостей, в том числе алкогольной и наркотической», - подчеркнул специалист.

С этими доводами поспорила главный врач ГБУЗ «Псковская городская поликлиника» Галина Неваленная, призвав представителей НКО не навязывать женщинам чувство вины за то, что они вышли на работу прежде, чем их ребенку исполнилось 3 года. «Перед вами сидит поколение, которое ходило в ясли с 2 месяцев. Если рассуждать по вашей логике, то это поколение потеряно для общества», - сказала она, пояснив, что не считает ни себя, ни других участников дискуссии травмированными.

«Это поколение не потеряно, как труженики, но потеряно для близких», - высказала свое мнение Юлия Пучкова, призвав говорить не о частных случаях, а о представленной статистике.

Сергей Башкиров, в свою очередь, озвучил предложение, которое будет передано в органы исполнительной власти для того, чтобы оградить женщин от необходимости работать в первые три года жизни ребенка. Речь идет об оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с ежемесячными выплатами не ниже прожиточного минимума. Кроме того, по его мнению, отпуск по беременности должен наступать уже с 12-й недели, чтобы женщина не находилась в стрессовых ситуациях на работе и тратила больше времени на осознание материнства.

Еще один миф, развеянный исследованием, связан с доходами семьи женщины, которая хочет избавиться от ребенка. «Когда мы говорим о предабортном консультировании и возможности повлиять на решение женщины, то часто слышим фразу: "Не плодите нищету". Так вот, математической зависимости между решением об аборте и среднедушевым доходом на члена семьи, нет», - отметил выступающий. Его слова были подкреплены диаграммой, в которой указывалось, что на аборт в Псковской области идут женщины с доходом и в 5, и в 35 тысяч рублей.

А вот существенным фактором, влияющим на решение об аборте, является наличие ипотеки, кредита или других долговых обязательств. Так, после доабортного консультирования беременность чаще сохраняют те, у кого или нет кредита вообще, или есть небольшие потребительские кредиты. Женщины, у которых взята ипотека, как правило, свое решение об аборте не меняют.

И все же главные причины, по которым женщина отказывается от материнства, - психологические. Такой вывод специалисты сделали, изучив семейную историю каждой участницы исследования, ее личное отношение к беременности и отношение к появлению ребенка членов семьи. Выяснилось, что чаще женщина отказывается от аборта в случае, если кто-то из ее родителей избавление от ребенка одобряет. «С точки зрения психологии это говорит о том, что многие женщины, которые изначально идут на прерывание беременности, не являются зрелыми людьми и ведут себя, как подростки, даже если являются на самом деле взрослыми. И ребенок здесь вообще не при чем. Просто беременность в данном случае воспринимается как способ сепарации от своей семьи», - пояснила Юлия Пучкова.

Исследование показало, что если в анамнезе матери были аборты, то ее дочь также пойдет на этот шаг даже после консультации с психологом. В обратном же случае после доабортного консультирования 100% женщин, изначально решившись на прерывание беременности, оставляют ребенка.

Интересным является и фактор количества детей. Псковички чаще окончательно решаются на аборт, если у них уже есть от 1 до 3 детей, но отказываются от своих намерений, если в их семье 4-5 детей.

И, наконец, мужчина, от которого наступила беременность. Если женщина информирует его о возможном появлении ребенка и желании сделать аборт, то вероятность сохранения беременности резко повышается. Вопросу роли отца в данном вопросе Центр психологического доабортного консультирования пообещал посвятить отдельное исследование.

Практическими наблюдениями с присутствующими поделилась Галина Неваленная. Она отметила, что от 5 до 10% женщин отказываются от аборта уже в кресле гинеколога. «Работа психолога, проводящего доабортное консультирование, должна быть увязана с работой гинеколога, который стоит перед женщинами с инструментами и в последний момент отговаривает от операции. Иногда именно мнение врача, а не матери, отца и мужа, является решающим», - сказала она.

Исследователи согласились с тем, что необходимо объединять усилия общественности, психологов, врачей, церкви и государства для того, чтобы материнское поведение нынешнего поколения женщин было более конструктивным.

Илона Васильева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.