«Акценты» Донецкого: Путин и «сыновья», номерок на тот свет и страсти по Китоврасу

Опубликовано: 18 декабря 2015 г. в 21:09 4 0Нет комментариев0

Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.

Заголовки выпуска.

«Элитка» может спать спокойно. Президент Путин расставил нужные акценты на очередной пресс-конференции.

Номерок на тот свет. Смерть пенсионера в очереди в поликлинику вскрыла проблемы псковского здравоохранения.

Почему у Китовраса рожа крива? В соцсетях развернулась нешуточная дискуссия о новой эмблеме фестиваля «День Скобаря».

Вчера в одиннадцатый раз свершился обязательный ритуал правления Путина — прошла большая пресс-конференция, транслировавшаяся в прямом эфире, и все, кто хотел, могли узнать мнение Владимира Путина, что называется, из первых державных уст. Этим, собственно, пресс-конференция первого лица страны и интересна. Особенно в такое кризисное, трудное время, как сегодня.

Подобно любому крупному мероприятию подобного рода, общение Путина с журналистами, разумеется, имело некий предварительный сценарий. Иначе просто не бывает. Некий набор тем и вопросов, обговоренных накануне, всегда заметен невооруженным глазом. И ничего удивительного в этом нет. Это обычная практика президентской пресс-службы. Путин готовился к пресс-конференции. Готовились к ней и журналисты.

Тем интересней неожиданности, те, скажем так, спонтанные выплески, которые все-таки прорывали ткань заготовленных заранее «вопросов-ответов». Как ни крути, а это было живое общение в прямом эфире. Со своей интригой, с иногда хлестким словцом, иногда с неизбежным косноязычием. Но все, кто хотел услышать, - услышали. За 3 часа 8 минут Путин успел ответить на вопросы 32 журналистов, многие из которых задавали не один вопрос, а два. И президент, как мог и как хотел, сначала досадно кашляя, а затем все больше разгоняясь, высказался по основным актуальным проблемам страны.

Пресс-конференция — это не послание федеральному собранию, это совершенно другой жанр. И когда кто-то ругает Путина, что, мол, лавировал, уходил от ответов, я с этим мнением не согласен. Ничего он не лавировал, а отвечал именно так, как считал нужным, и надо понимать, что это и есть ответ. Иногда, как мы знаем, молчание красноречивей любых слов. Не надо приписывать Путину своих собственных интерпретаций. Он такой, какой есть, кашляющий, запинающийся, косноязычный. Или, наоборот, вдруг вошедший в раж, остроумный и грубоватый, со своим специфическим армейским юмором, увлеченный темой разговора. И все, кто смотрел пресс-конференцию по телевизору, по-моему, смогли вполне убедиться: Путин не «забронзовел», он по-прежнему живее, чем очень многие на нашем политическом Олимпе.

Внимание жителей Псковщины, разумеется, не могло не привлечь упоминание фамилии губернатора Турчака в связи с сентябрьским скандалом по делу журналиста Кашина. Причем - дважды. В середине пресс-конференции и в самом конце. И оба раза Путин ответил на вопросы совершенно определенно, что называется, расставил точки над i. И если кто-то не удовлетворен ответом Путина, то это исключительно его проблемы.

А смысл ответа Путина, собственно, такой: мало ли что говорят и что пишут? В том числе о детях нашей «элитки». Свою мысль он проиллюстрировал «бородатым» анекдотом про шубу. Цитирую Путина: «Это, знаете, известная шутка ещё советских времен, когда кадровик говорит: «Нет, этого повышать не будем». — «Почему?» — «А у него что-то было с шубой». Оказалось, что у него пять лет назад в театре у жены шубу украли. Что-то было, но на всякий случай повышать не будем».

Смысл путинского анекдота: ну причем здесь какие-то публикации о деле Кашина? Мало ли что на заборе написано? Нужны факты, а они — у следствия. Того, что имеется в интернете, явно недостаточно, чтобы делать какие-то управленческие выводы. Вторая цитата из уст Путина только подтверждает шутку про шубу: «...я уверен в том, что решения и административного, кадрового характера, а тем более правового, должны приниматься исключительно на достоверных фактах, установленных в ходе следствия и суда, а не на публикациях прессы, с каким бы уважением мы к этому ни относились».

Собственно, все это мы знали еще в сентябре, в самый разгар скандала, и многочисленные комментаторы об этом много говорили, прежде всего на радио «Эхо Москвы»: вопрос о судьбе псковского губернатора исключительно в компетенции Путина, и вот 17 декабря президент эту свою компетенцию продемонстрировал. Можно даже слово «компетенция» заключить в кавычки, и многие успели упрекнуть Путина в том, что он, мол, недостаточно осведомлен о деле Кашина и путает двух Турчаков, отца и сына.

Возможно, и путает, а возможно, и нет. Наоборот, осведомлен лучше всех. Перефразируя товарища Сталина, «другой компетенции у меня для вас нет». И тот факт, что Путин фактически «отмазал» сына Ротенберга и детей Чайки, многое говорит о его позиции. Прямым текстом. У нас ведь как обычно принято изображать отношения Путина с его подчиненными? В виде наивной картины маслом: «Добрый несведущий «надежа-царь», а за его широкой спиной прячутся вороватые бояре». Так вот, ничего подобного! Царь вполне себе сведущий, а уж бояре — такие, какие есть. Всё в порядке, все свободны.

Сказать «свершилось!», значит, ничего не сказать. Долгожданный визит министра образования и науки Дмитрия Ливанова в Псков, похоже, поставит оптимистическую точку в истории одного из самых печальных наших «недостроев» - и гостиница «Интурист» наконец-то превратится в современный корпус ПсковГУ, с жилыми, учебными и рекреационными помещениями для преподавателей и студентов.

Мне не очень нравится запущенное в оборот слово «кампус», поскольку университетский капмус в Америке — это, все-таки, нечто принципиально иное; это именно студенческий и преподавательский городок где-то на отшибе мегаполиса, как мы это можем видеть в американских фильмах. У нас в стране несколько иные традиции. Из гостиницы получится, скорее, просто часть университета, и, разумеется, хорошо, что накануне Ганзейских дней этот позорный недострой в центре Пскова будет ликвидирован и превращен в уютный и функциональный университетский корпус. С благоустроенной набережной, как бы она не называлась — Университетской или, как прежде, Ольгинской. Цена вопроса — 676 миллионов рублей с выкупом, и удивительно, что в наше жесткое кризисное время их удастся изыскать из закромов Родины.

Другое дело, что рядом с будущим корпусом ПсковГУ находятся еще два объекта, позорящих Псков — полуразрушенный дом Батова и полуразрушенная же гостиница «Профсоюзная», внутри и снаружи которых никакого строительного шевеления не наблюдается уже много лет. Гостиницу вроде бы обещали переделать в элитный жилой дом, а дом Батова отреставрировать. Однако, повторюсь, нам много, чего обещали. К примеру, гостиница «Профсоюзная» давно уже должна быть снесена, а в доме Батова должно бы размещаться учебное заведение. Мы же видим привычные глазу развалины.

По логике жизни, впрочем, одна стройка должна стимулировать другие, близлежащие. Власть неимоверными усилиями произнесла «А», теперь наверняка скажет и «Б», то бишь окончательно решит судьбу несчастного памятника псковской архитектуры — дома купца Батова. Поскольку достраивать корпус Университета и оставлять рядом развалины - не имеет никакого смысла. И если все так, как я сейчас вангую, остается, собственно, один вопрос: а что будет теперь с Псковским театром кукол?

А мы продолжаем. Буквально несколько слов на мрачную, но животрепещущую тему здравоохранения. В понедельник с утра был обнаружен труп 66-летнего пенсионера, умершего в очереди к эндокринологу в поликлинику №2. Разумеется, случай вопиющий, в очередной раз вскрывающий проблемы псковского здравоохранения, а именно тот факт, что населению растущего Завеличья катастрофически не хватает поликлинических площадей и докторов-узких специалистов. Из-за чего людям приходится занимать очередь за номерком к врачу за полночь и иногда умирать в этой очереди.

Понятно, что это частная трагедия, и больной человек в принципе может умереть где угодно, в транспорте или дома. Но то, что человек умер в очереди в больницу, всегда звучит как обличение действующей власти. И власть не может не реагировать, хотя бы публично. Все мы ждем комментариев, в данном случае от председателя комитета по здравоохранению Игоря Потапова. И ждем-с, прекрасно понимая, что в данном случае ничего путного не дождемся. Проблема-то системная, и решаться должна даже не на региональном уровне, а на федеральном.

Буквально недели три назад пришла неутешительная весть: попытка «всунуть» контрабандой строительство новой поликлиники на Завиличье в программу финансирования подготовки Ганзейских дней псковским чиновникам не удалась. Послали наших чиновников с этой самой поликлиникой куда подальше. А это значит, что в ближайшие годы многим жителям Завеличья придется потоптаться и понервничать в сумасшедших очередях поликлиники №2, и — не исключено — умирать в этих очередях.

Мне не понятно возмущение 89 пресловутых процентов, якобы поддерживающих политику нашего гаранта Конституции. Если вы, друзья, за Путина, значит, и за все, что происходит в стране, в том числе и в сфере здравоохранения. Зачем обижаться на власть, которую вы сами же и выбрали? Я прекрасно помню предвыборные кампании 2011 и 2012 годов, и проблема с поликлиникой тогда тоже поднималась. Эта проблема всегда с нами, как минимум лет двадцать. Завеличью не хватает поликлинических ресурсов, так что? Избирателю тогда скормили кабинеты общей практики. Избиратель эти кабинеты тогда схавал. Или сделал вид, что схавал. Высказал власти «одобрямс». Завеличье продолжает расти, а поликлиники нет. И Ганза нам, увы, не поможет. Кого винить? Ну, вините господина Потапова. Снимите господина Потапова! Что, новый председатель построит новую поликлинику? Мне представляется, что и новый губернатор не построит. Остается уповать на высшие силы.

Ну, а мы переходим к темам культуры. На этой неделе как-то не везет нашему прославленному кинорежиссеру Никите Михалкову. Сначала ВГТРК запретила к показу его авторскую передачу «Бесогон ТВ» на телеканале «Россия 24». Якобы по «этическим» причинам. Сегодня мы узнали, что фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» не вошел в шорт-лист премии американских кинематографистов «Оскар», то есть последнее творение Михалкова не смогло повторить прошлогодний успех «Левиафана» Андрея Звягинцева.

Уж не знаю, насколько это сильный удар по самолюбию художника (Никита Михалков свой «Оскар» все-таки имеет, тут вопросы возникают, скорее, к отечественному «оскаровскому комитету»), а вот что касаемо Михалкова-публициста, то тут ему российские медиа-менеджеры явно указали его место: запретив передачу уважаемого автора, они продемонстрировали «городу и миру», что «неприкасаемых» у нас нет.

«Вы, Никита Сергеевич, вздумали критиковать комментаторов «Матч-ТВ» и руководство ТВЦ, так зря вы это сделали! У нас тут другая епархия, и в нашу епархию со своим «Русским миром» вы, пожалуйста, не лезьте», - как бы сказали прославленному кинорежиссеру топ-менеджеры ВГТРК, а всякий думающий человек теперь получил подтверждение тому, о чем и прежде догадывался. Для столичной медиа-тусовки «Русский мир» не более, чем пропагандистский фейк. Именно как к пропагандистской туфте они к нему и относятся, отрабатывая тему по необходимости. И когда тема «Русского мира» вроде бы сошла с экранов и первых полос, можно и прославленного кинорежисера послать куда подальше.

«Не мешай, Никита Сергеевич, нам тут не до пустяков, у нас тут бизнес, а ты со своим «Русским миром» суешься!», - вот как-то так, весьма цинично, зато откровенно показала телевизионная камарилья, кто зомбоящику истинный хозяин. И кем бы ты ни был, обычным журналистом или знаменитым мастером, навсегда вписавшим свое имя в историю кино, решать, чему быть или не бывать в эфире, все равно будет никому не известный продюсер ВГТРК, которому завтра на новогоднем корпоративе кирять и закусывать вместе с продюсером «Матч-ТВ».

А «Русский мир»? Что такое «Русский мир»? Где вы его видели? Да это же воспаленное воображение господ Михалковых и писателя Солженицына, которого, как мы, старожилы, помним, тоже когда-то безжалостно турнули с федерального канала. Много о себе возомнил старичок и слишком много рассуждал о «Русском мире».

И я завершаю — от «Русского мира» к «Дню Скобаря». Точнее, к новой эмблеме фестиваля, который пройдет в Пскове 7-8 января 2016 года в расширенном формате, на берегу реки Великой, как праздник для всей семьи в дни затянувшихся зимних каникул. Так вот! Известный псковский художник Александр Стройло нарисовал новую эмблему фестиваля, на которой изобразил так называемого псковского Китовраса — кентавра, заимствованного у древних греков и очень популярного на Руси. В частности, этот самый Китоврас фигурирует на изразцах псковской церкви Георгия с Ввоза 1494 года. «Эмблема рассчитана на людей, любящих Псков, ценящих его историю и понимающих его символику, - рассказал Александр Стройло в специальном комментарии. - Христианство к нам на Русь пришло из Византии, то есть из Греции, и это было мощнейшее культурное влияние».

Ну, Китоврас, так Китоврас. Ничем вроде бы не хуже стилизованного медальона с барсом, автором которого, кстати, тоже был художник Стройло. Однако пояснения художника к логотипу фестиваля неожиданно вызвали бурную критическую реакцию редактора одного из СМИ государственного медиахолдинга Псковской области Сергея Васильева, который фактически обвинил известного художника: а) в плагиате, б) в халтуре. Цитирую из Фейсбука с небольшими сокращениями: «Автор?!?! Автор, млять, новой эмблемы фестиваля заслуженный и народный художник Александр Стройло?!?!?!? Вы там в «оргкомитете» шутить изволите? Это, блин, абрис с псковской подвески фактически никак не видоизменённый считай!!! Тупо отсканировать и поправить до круга — 5 минут работы! <...> Блин, да я в 2005-м… году для ПГПИ, будучи студентом, и то эту идею аккуратнее за пару часов обработал...».

Воистину — не ведают, что несут. Думается, эта реплика в Фейсбуке свидетельствует сама за себя. Людям более-менее художественно образованным комментарии здесь не требуются. Тем более, не нужен адвокат художнику Стройло, оформившему полтора десятка художественных фильмов, включая титры к фильмам, а также плакаты, постеры, открытки и иную рекламную продукцию. Если редактор Васильев возомнил себя «великим дизайнером», то, как говорится, Энди Уорхол ему судья.

Но, ребята, не судите по себе. Если вы, «великие дизайнеры», тупо сканируете изображения и обрабатываете их при помощи компьютерных программ, то это вовсе не значит, что точно так же делают настоящие художники, тот же Александр Стройло, например.

Он, представьте себе, по старинке рисует свои картинки голыми руками, пользуясь не «рабочим столом» компьютера, а обычным рабочим столом о четырех деревянных ногах со столешницей. И, вообразите хотя бы на минуту, предпочитает рисовать на бумаге простым карандашом или обычным фломастером. Без всяких компьютерных программ с труднопроизносимыми названиями. Как, собственно, и была нарисована эмблема фестиваля «День Скобаря». И мы понимаем, что осознать этот простой факт «поколению Pepsi», увы, не дано.

За сим прощаюсь. Это были «Акценты». Берегите себя!

Саша Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.